Графические импровизации
15 апреля 2011 года в 16 часов в Омском музее Кондратия Белова открылась персональная юбилейная выставка художника Расхата Нуриева.
Расхат Вагизович Нуриев родился в 1951 году в селе Сафарово Татарской АССР. Но все главное в жизни связано у него с Омском. Учеба на Худграфе ОГПИ им. А. М. Горького; памятные уроки педагогов — известных омских художников А. Н. Либерова, Г. С. Катилло-Ратмирова, А. А. Чермошенцева; неизбежно трудные для начинающего поиски своего места в искусстве; первые выставки на которых молодой художник показывал свои плакаты и пейзажи...
Он пробовал себя в разных жанрах и разных техниках. Победила в конце концов графика. Особенно полюбилась Нуриеву монотипия. (Этот вид печатной нетиражной графики характерен тем, что с каждой печатной формы можно сделать только один отпечаток).
Нуриева в монотипии привлекает непредсказуемость результата. Рисуя кистью масляной или типографской краской на металлической пластине и накладывая потом на рисунок влажную бумагу, художник не знает наверняка, получится ли задуманное. Бывает, что приходится повторять весь процесс от начала до конца, и не по одному разу, и лишь потом выбирать из отпечатков тот, что кажется автору самым удачным.
Возможно, другие художники работают иначе, предвидят и рассчитывают все заранее, но Нуриев ценит импровизацию и не отказывается от находок, даже если они — результат случайности.
Для своей первой персональной выставки он отобрал около 30 листов. Сюжеты их просты, чтобы не сказать банальны: фасады старинных домов, купола и колокольни храмов, улицы, засыпанные снегом, цветущие деревья, отраженные в воде... Кто из художников, хотя бы однажды, не обращался к подобным мотивам? Но этот знакомый мир на монотипиях Нуриева предстает странно сдвинутым и от того не совсем реальным. Изображения двоятся, троятся, накладываются одно на другое — как у близорукого человека, потерявшего очки...
Но эти же особенности графических созданий Нуриева, рожденные то ли умыслом художника, то ли волей случая, заставляют зрителя задерживаться у работы, и пристальнее вглядываться в рисунок. Согласимся, что добиться этого привычными средствами в наш торопливый и нетерпеливый век не всегда удается...
Быть понятым хочет каждый художник, что бы он ни говорил при этом. Нуриев — не исключение. Показывая на юбилейной выставке непростые для восприятия "Графические импровизации", он, несомненно, рискует остаться непонятым коллегами, непринятым зрителями. Но художник верит в себя, и помнит, что риск — благородное дело. Творчество — это всегда "езда в незнаемое".