О музее
Музей народного художника России Кондратия Петровича Белова открылся в Омске в марте 1991 года, уже после кончины художника. Но дом для своего музея Кондратий Петрович успел выбрать сам: старинный особняк в центре, на бывшей Плотниковской улице (ныне улица Ч. Валиханова) — очень ветхий, крайне запущенный, но все еще хранящий следы былой красоты. Несомненно, его ожидала печальная участь многих других бесследно исчезнувших памятников деревянного зодчества. Именно желание уберечь старинный дом от сноса и заставило Кондратия Петровича выбрать его для своего музея.
Известно, что в России надо жить долго, чтобы чего-нибудь дождаться. Кондратий Белов всего два года не дожил до 90-летия и успел дождаться многого: широкого признания, славы лучшего сибирского пейзажиста, почетных званий — заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника РСФСР и неофициального титула "патриарх сибирской живописи". Музеи охотились за его картинами, а персональные выставки проходили в лучших, самых престижных залах Москвы, Ленинграда, многих сибирских городов. Кондратий Петрович успел дождаться даже собственного музея: решение о его создании было принято еще при жизни художника — факт, для провинции невероятный и говорящий о громадном культурном значении творчества К. П. Белова больше всяких слов...
Теперь в одном из залов этого небольшого, уютного, теплого музея среди прочих работ висит и самая последняя картина художника, датированная 1987 годом. На ней изображено старинное сибирское село Пача, привольно раскинувшееся на берегу Томи. Здесь в большой крестьянской семье прошло детство будущего живописца. Именно здесь впечатлительная душа мальчика впервые раскрылась навстречу суровой красоте сибирской природы. Высокое небо с клубящимися облаками, плавное течение величавых рек, потемневшие от времени дома на берегу — все это, несомненно, пришло в творческое воображение К. П. Белова из детства и навсегда осталось на его полотнах.
Небо, вода, облака... Они есть почти на каждом беловском полотне. Но это не простой перепев полюбившегося мотива. Кисть мастера во всем следует природе и, как природа, не знает повторений. Влюбленный глаз улавливает тончайшие нюансы настроений; в бесконечно знакомом видит новое, необычайно красивое и значительное; в обыденном угадывает свою особенную жизнь, внешне подчас незаметную. Высокая точка зрения, с которой живописец смотрит на открывающиеся перед ним просторы, дает возможность широких обобщений. И, оставаясь глубоко лиричными, пейзажи обретают эпическое звучание. Их монументальность, космичность, соответствуя характеру сибирской природы, вполне выражают и самобытность, неповторимую оригинальность натуры самого художника.
"Кондрат! В нашей художественной среде это имя приобрело значение художника-сибиряка. Это имя символизировало прочность, ясность, крепость, самобытность художественного творчества. Около этого имени формировалось не одно поколение сибирских художников. ... Влияние его на развитие сибирской культуры велико" — так писал о своем друге А. И. Алексеев, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР.
* * *
Основу коллекции музея составляют произведения, переданные в дар Омску наследниками К. П. Белова. Так еще при жизни решил сам художник.
Сегодня в музейных фондах более 700 единиц хранения. Это живописные и графические работы К. П. Белова, его документы, фотографии, рабочие записи, воспоминания о пережитом. Есть в музейном собрании и небольшая, к сожалению, коллекция картин, созданных Станиславом Кондратьевичем Беловым (1937 — 1989), сыном художника, и произведения других омских мастеров, подаренные музею. В постоянной экспозиции музея представлены наиболее значительные произведения К. П. Белова, такие как "Лесосплав на Иртыше", "Половодье на Иртыше", "Село моей юности", "Город на Иртыше" и другие. Кроме того, проводятся выставки омских художников, 12 — 14 выставок в год.
* * *
Музей Кондратия Белова — особый, непохожий на другие, с ароматными пирогами, какие можно попробовать только здесь, и долгими душевными разговорами. Скорее это Дом, чем музей. И кажется, что он был всегда. И уже невозможно представить культурную жизнь города без этого маленького, теплого, излучающего особую неповторимую ауру дома.
Любопытно, что Кондратий Петрович Белов и дом, ставший его музеем — ровесники. Художник родился в 1900 году, а годом позже был построен дом с мезонином. Запечатлевший на своих полотнах многие архитектурные памятники Сибири, Кондратий Петрович не обошел вниманием и дом Ф. Ф. Штумпфа, первого владельца дома, — изобразил его в центре композиции в картине 1966 г. "Последняя ночь колчаковской столицы" (собрание ООМИИ им. М. А. Врубеля).
За сто с лишним лет дом прожил несколько разных, непохожих одна на другую жизней. Не все из них были счастливыми. И все-таки дом выстоял, словно само провидение хранило его для будущей славной участи — носить имя большого сибирского художника.