История музея
Давно известно, что среди музеев, как и среди людей, не найти двух абсолютно похожих. Хотя все делают одно общее дело, сохраняя для потомков памятники истории и культуры, но каждый делает его на свой манер. И чем больше отличается от других, тем интереснее зрителям.
Омский музей народного художника РСФСР Кондратия Петровича Белова (1900 — 1988) открылся 29 марта 1991 года. У него пока не тот возраст, чтобы всерьез говорить о сложившейся биографии или подводить какие–либо итоги. У музея еще все впереди. Но вот о чем, не боясь ошибиться, можно сказать уже сейчас, так это о любви. О любви, которую сумел завоевать молодой музей у многих омичей и гостей нашего города.
Вот фразы, почти наугад взятые из Книги отзывов посетителей музея: "уголок русской души", "уникальный, истинно семейный музей", "культура, чистота, духовность", "кто побывал здесь однажды, обязательно придет снова", "прекрасный музей, один из самых лучших в стране". Точно такие же или похожие слова приходится не только читать, но и слышать почти ежедневно от взрослых и детей, впервые открывших для себя музей К. П. Белова. Все дружно сходятся на том, что есть в атмосфере старинного дома, в котором располагается музей, что–то особенное, что трогает, задевает за живое самых разных людей. Даже тех, кто вовсе не склонен к сентиментальности и открытому выражению чувств.
Конечно, можно объяснить этот феномен обаянием самого дома с его более чем столетней историей, резными наличниками, стройным бельведером, высокими потолками, украшенными лепниной. С другой стороны, вся эта красота только потому и сохранилась, что в 1991 году здесь поселился музей старейшего омского художника, "патриарха сибирской живописи", легендарного К. П. Белова. Не случись этого, дом наверняка ожидала печальная участь многих других бесследно исчезнувших памятников деревянного зодчества, к несчастью для себя занимавших дорогую землю в центре города. Просто дому на ул. Чокана Валиханова несказанно повезло. Но и музею тоже!
* * *
Рассказ о счастливой судьбе маленького музея стоит начать с самого начала, с того времени, когда музея еще не было, а была только мысль о нем, вполне утопическая. Тогда, в середине 80-х годов, на заре перестройки, во многих головах бродили самые неожиданные мысли, рождались дерзкие идеи. Следствием этого неуправляемого процесса стали возникавшие повсюду, словно грибы после дождя, новые театры, художественные галереи, газеты, телеканалы. Почему было не появиться новому музею?
Первым эту мысль высказал вслух Станислав Кондратьевич Белов (1937 – 1989): сын художника и сам художник, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, заведующий кафедрой живописи Омского пединститута. Он предложил правлению омской организации Союза Художников РСФСР обратиться к городским властям с просьбой подыскать два небольших дома и передать их старейшим омским художникам К. П. Белову и А. Н. Либерову в качестве творческих мастерских, с тем расчетом, чтобы со временем эти мастерские стали музеями.
художник, заслуженный деятель искусств РСФСР,
сын Кондратия Петровича Белова
Идея понравилась. Во все инстанции, от которых зависело благоприятное решение, были отправлены многочисленные письма, поддерживающие предложение художников. Обком КПСС, облисполком, горисполком, областное управление культуры, министерство культуры РСФСР. Большая, тяжелая административная машина начала неспешно, осторожно двигаться. 9 октября 1987 года горисполком принял важное, можно сказать, судьбоносное решение № 443, восьмой пункт которого гласил: "Передать в аренду Омской организации Союза Художников РСФСР под организацию творческих мастерских народных художников К. П. Белова и А. Н. Либерова здания по ул. Колущинского, 27 и ул. Валиханова, 22". Был указан и срок исполнения: 1988 — 1989 годы.
Кондратий Петрович одобрил дом на ул. Валиханова без колебаний. Он хорошо знал этот старинный особняк с мезонином, однажды даже изобразил его в своей картине "Последняя ночь колчаковской столицы". К тому же дом, несмотря на почтенный возраст и многолетнее отсутствие ремонта, все еще сохранял остатки былой красоты и явно был достоин лучшей участи.
В 1988 году дом начали расселять. Казалось, до желанной цели рукой подать. Но в том же году, в мае, Кондратий Петрович ушел из жизни. Это означало, помимо всего прочего, что решение горисполкома о передаче дома в аренду местному отделению Союза художников для организации мастерской теряло актуальность. Теперь речь могла идти только о создании музея. А это уже другое ведомство и совсем другие бумаги.
Новое решение горисполкома появилось почти через год (№ 69 от 14.02.89 г.): согласно ему, дом на ул. Валиханова 22 передавался на баланс "Омского областного музея изобразительных искусств для организации в нем музея народного художника РСФСР К. П. Белова". Именно этот документ, подписанный первым заместителем председателя исполкома В. Г. Васильевым, можно, пожалуй, назвать своеобразным свидетельством о рождении музея. Многолетняя мечта начала обретать реальные черты.
Осенью 1989 года, когда Министерство культуры РСФСР "рассматривало и согласовывало вопрос о создании в г. Омске Мемориального музея К. П. Белова на правах филиала Омского музея изобразительных искусств", в доме на ул. Валиханова уже шли ремонтные работы. Руководить ими по собственному почину отважно взялась дочь художника, Вера Кондратьевна Белова (1934 — 2001). К этому времени она уже достигла пенсионного возраста и, без сожаления расставшись с работой в проектном институте, добровольно взяла на себя ответственность за создание музея своего отца. 13 января 1989 года ее назначили на должность заведующей филиалом музея изобразительных искусств.
Мало кто верил, что у нее что-то получится, но теперь, по прошествии лет, очевидно, что многое из того, чем славен Музей Кондратия Белова, чем он по праву гордится, придумано и воплощено в жизнь именно Верой Кондратьевной. Первые, самые важные, страницы истории музея написаны ее рукой, это бесспорно.
основатель и первый директор Омского музея Кондратия Белова,
дочь Кондратия Петровича Белова
Еще не были поставлены последние подписи на бумагах, от которых зависело быть или не быть музею, а он уже жил в воображении Веры Кондратьевны. Как наяву, она видела и свет лампы над большим овальным столом, и начищенный до блеска самовар, и пироги, ей слышались голоса людей и звуки фортепиано. Она сделала все, чтобы этот образ стал реальностью: появились и самовар, и пироги, и музыкально–поэтические вечера с романсами и стихами.
Сам облик старинного дома подсказывал, что музей должен не только знакомить зрителей с жизнью и творчеством известного художника, но и восстанавливать распавшуюся связь времен. Видимо, Вера Кондратьевна интуитивно чувствовала, что созерцание старого дома возвращает нам мир, который видел этот дом юным, а воскресший мир дает возможность видеть то, что прежде оставалось незримым.
Поэтому ей захотелось вернуть дому прошлое вместе с именем его первого владельца Ф. Ф. Штумпфа (1864 — 1921), известного омского предпринимателя и общественного деятеля. Краеведы, старожилы, архивисты помогли собрать сведения о жизни этого достойного человека, и теперь один из залов музея носит его имя. На стенах, обтянутых светлым шелком, висят фотографии старого Омска и большой портрет Штумпфа. Посетители всегда с большим интересом слушают рассказы экскурсовода о судьбе дома и его первого хозяина.
А "Рисовальные понедельники"? Эта красивая традиция бытовала в дореволюционном Омске, и ее вернула к жизни тоже В. К. Белова. И вот уже много лет подряд каждый понедельник, ровно в 17 часов в Музее К. П. Белова собираются люди разного возраста и звания, чтобы рисовать с натуры. Желающих провести время в хорошей компании и за хорошим делом становится все больше. В благодарность за идею художники назвали свое клубное объединение именем его вдохновительницы и каждый год посвящают ее памяти одну из своих выставок.
29 марта 1991 года
Не все из задуманного Верой Кондратьевной осуществилось, и на это были свои причины. Но многое удалось. К сожалению, формат этой заметки требует предельной краткости и подталкивает к простому перечислению разных по значимости событий. Приходится через запятую называть и многочисленные выставки (их количество давно перевалило за сотню), и два больших юбилея самого Кондратия Петровича — 100-летие и 105-летие, широко отмеченные художественной общественностью города: выставками, научными конференциями, выходом книг, посвященных жизни и творчеству художника. Организатором и центром этих торжеств был молодой музей.
Хочется сказать и о заново оборудованном хранилище, и о том, что собрание музея за прошедшие годы заметно увеличилось. Начавшееся, как известно, со 100 произведений живописи и графики, переданных семьей после смерти старого мастера в дар будущему музею, сегодня оно насчитывает уже более 700 единиц хранения. Музей по праву гордится тем, что помимо работ самого Кондратия Петровича в коллекции есть теперь и работы его сына, художника–шестидесятника Станислава Белова, и внука Вячеслава Некрасова, что делает музей по-настоящему семейным. Вера Кондратьевна так задумывала, так строила его — как семейный дом. Таким он и получился — не только по форме, но и по содержанию.
За недолгий отпущенный ей судьбой срок Вера Кондратьевна успела подготовить себе преемника. Она не рискнула доверить музей человеку со стороны и после недолгих раздумий ее выбор пал на сына. В феврале 1994 года Владимир Дмитриевич Белов, в ту пору еще совсем молодой человек, был назначен директором. Он многому научился за несколько лет работы рядом с Верой Кондратьевной и сейчас вполне уверенно ведет музейный корабль по житейскому морю, следуя курсом, проложенным много лет назад его первым директором.
История музея продолжается. Значит, когда-нибудь будут продолжены и эти, по необходимости краткие заметки, более всего похожие на заметки на полях еще не написанной книги.