Дом Штумпфа
Самобытная деревянная архитектура Омска ХIХ — начала ХХ века. К ней стоит приглядеться. Потемневшие за столетие фасады домов с причудливой резьбой пропитаны сибирским солнцем и мудростью народных мастеров-умельцев. Вот только наш деловой век к ним оказался беспощаден. Дом-особняк на бывшей Плотниковской улице (ныне ул. Ч. Валиханова, 10) — из числа тех, которым повезло.
Дом когда-то являлся частью городского усадебного комплекса, постройки которого до настоящего времени не сохранились. Его владельцем был Филипп Филиппович Штумпф (1864 — 1921), крупнейший в Омске предприниматель и общественный деятель, он жил здесь вместе со своей женой Надеждой Степановной Белышевой вплоть до 1917 года. В Омске Ф. Ф. Штумпф оказался в 1898 году по приглашению генерал-губернатора М. А. Траубе на должность главного агронома Степного края. Усадьба Штумпфа находилась на территории Казачьего форштадта, старейшего района Омска, чье промежуточное положение между центром города и железнодорожной станцией было выгодно предпринимателю. Вблизи Омска, в районе села Троицкое, у Штумпфа имелась арендованная земля (более 7 тысяч гектаров). Там Филипп Филиппович, страстный конезаводчик и агроном, организовал образцовое хозяйство, оснастив его по последнему слову техники. Присматривал за хозяйством родной брат Штумпфа, Георгий Филиппович.
Вот только некоторые регалии известного омского предпринимателя: гласный городской думы, председатель Биржевого комитета, председатель омского отдела Московского общества сельского хозяйства (он же редактор издаваемых обществом журналов), член Русского Географического общества, вице-президент общества поощрения конезаводства, владелец нескольких заводов по производству масла, сыра, обработке кожи и льна. На первой в Омске 3ападно-Сибирской сельскохозяйственной выставке 1911 года Ф. Ф. Штумпф получил 21 награду. На территории его загородного хозяйства был устроен водопровод с артезианской скважиной, имелись локомобиль, трактор, паровая молотилка, ветроэлектростанция.
Одноэтажный дом Филиппа Штумпфа, с мезонином и двумя причудливыми башнями-бельведерами (одна из них была разобрана в советское время), был построен на рубеже ХIХ — ХХ вв. Кружевом своих фасадов и необычным силуэтом он выделялся из окружающей застройки и напоминал деревянную архитектуру Томска — города, откуда был родом сам хозяин.
Облик дома получился очень русским: в нем спокойное величие усадебных домов ХIХ века соединилось со сказочностью древнерусского терема. Наследие классицизма проявилось в симметрии фасадов, присутствии мезонина с балконом, оформлении этажа фризом. Из арсенала древнерусской архитектуры позаимствованы многоярусная кровля, высокие скаты крыш, открытая терраса над первым этажом, напоминающая галереи-гульбища домов допетровской Руси. Резные мотивы орнамента на фасаде заключают в себе древнеславянские символы, порой упрощенные до неузнаваемости. Мастеру важно было создать романтический образ старины, не погружаясь в этнографическую достоверность. И все же символы можно прочитать. Полукруг или сегмент круга с расходящимися лучами в оформлении башни — это образ солнца; ажурная вязь под карнизами и скатами крыш символизирует дождь и живительную влагу. Наличники окон первого этажа украшает упрощенный до растительного орнамента символ богини плодородия. Традиционно в центре таких трехчастных композиций располагалась фигура женского божества с поднятыми вверх руками.
Известно, что в начале 1910-х гг. хозяева расширили дом, пристроив объемы с южной и западной стороны. По свидетельству современников, его интерьеры были шиком моды. Потолки украшала богатая лепнина в стилях классицизм и модерн (ее восстановили в 1980-е гг.). На первом этаже располагались кабинет хозяина с камином и черной кожаной мебелью, столовая, туалетная комната, кухня и подсобные помещения. В центре дома есть лестница, ведущая на второй этаж, в мезонин, где размещались спальни. Отсюда можно было попасть на террасу, устроенную на восточной стороне крыши. Благодаря собственной котельной в доме имелась ванная комната, облицованная кафелем, с большой чугунной эмалированной ванной. Был даже телефон — по тем временам редкость для частных домов.
С приходом Советской власти все имущество Штумпфа (загородное хозяйство и городская усадьба) было конфисковано. В архивных документах встречаются данные об участии Штумпфа в антисоветском мятеже в 1918 году. Он даже попал в тюрьму, откуда его выпустили под залог, который собрали родственники.
При отступлении войск Колчака в 1919 году Штумпф с женой покинули Омск. В дороге Штумпф заболел тифом, а после выздоровления вернулся в Омск, где он был вынужден снимать комнату по соседству со своим бывшим домом. Умер Штумпф в марте 1921 года в возрасте 57 лет, от инфаркта. В 1990-е гг. краеведам удалось разыскать в Омске потомков предпринимателя.
В 1920-е гг. помещения городского дома занял детский дом. С 1930-х гг. по 1980-е гг. здесь располагались коммунальные квартиры. Уже в середине ХХ века здание оказалось под угрозой сноса. В 1980 году ему все же присвоили статус памятника архитектуры.
А с 1987 года, благодаря стараниям патриарха сибирской живописи, омского художника Кондратия Петровича Белова, начались работы по ремонту и восстановлению фасадов и интерьеров. Народный художник РСФСР, признанный мастер сибирского эпического пейзажа Кондратий Белов мечтал устроить здесь свою художественную мастерскую. В марте 1991 года дом был открыт, но уже в статусе музея К. П. Белова: художник скончался в 1988 году. Усилиями краеведов, сотрудников и первого директора музея В. К. Беловой, дочери художника, была восстановлена биография хозяина дома. Экспозицию одного из залов музея, уютную гостиную, посвятили Ф. Ф. Штумпфу. Так в стенах дома переплелись биографии двух значимых для Омска и Сибири личностей. Любопытно отметить, что задолго до создания музея, в 1960-е гг., Кондратий Белов изобразил дом Штумпфа на одной из своих картин.
Музей Кондратия Белова славится своим гостеприимством и хлебосольством. Жизнь его насыщена выставками омских художников, концертами, рисовальными вечерами. 3десь в разное время побывали известные писатели, актеры, государственные деятели. Сотрудники музея замечали, что какими бы раздраженными или возбужденными не приходили посетители, энергетика старинного дома-особняка действует на них магически благотворно.