Юрий Колачевский – наедине со всеми
Художники бывают не только хорошие или плохие, но и, как это ни банально, разные. Таков, несомненно, Юрий Колачевский: живописец, график, педагог, иллюстратор книг, автор плакатов и монументальных работ.
Столь же разнообразны и сюжеты, составившие линию его жизни. Детство прошло на благословенном юге, в Новочеркасске, там он окончил строительный техникум. Потом был художественно-графический факультет ОМГПИ, где давняя любовь к карандашам и краскам получила правильную огранку и стала профессией.
После окончания института "охота к перемене мест" увлекла его на север, в Ухту, где Колачевский задержался на одиннадцать лет. Были выставки, работа над книжными иллюстрациями, участие в конкурсе плакатов. Заказанные ему большие оформительские работы — архитектурно-планировочное решение нового аэропорта Ухты и двух местных музеев — были реализованы при непосредственном участии художника, ему посчастливилось собственными глазами увидеть их завершенными, что удается не каждому автору. Годы, проведенные в Ухте, художник считает счастливыми и не напрасными.
Набравшись опыта и расширив свои профессиональные возможности, Колачевский возвращается в Омск. Работает в детской художественной школе, участвует в выставках. Ему было уже за 50, когда в 1994 году он показал в Томске свою первую персональную выставку. И снова уехал. На этот раз в Польшу.
Одиннадцать польских лет получились не хуже тех, что прошли в Ухте: были выставки в разных европейских городах, участие в конкурсах, ежегодные международные пленэры. Востребован оказался и педагогический опыт: русская школа изобразительного искусства высоко ценится в Европе, учиться у художника из России считается большой удачей. Колачевский работал одновременно в трех школах и продолжал писать картины. Они имели успех. И потому многое из созданного в Польше, в Польше и осталось. К особой гордости художника его триптих "Событии одного дня" хранится теперь в Ватикане. Есть работы омича и в Варшаве, в коллекции главы католической церкви Польши.
Теперь все это в прошлом. Два года назад Юрий Александрович вернулся в Омск и уже успел показать на нескольких выставках часть привезённых из Польши работ. Одна из выставок — "Своя колея", кстати, прошла в июне 2010 года в Музее Кондратия Белова. Картины Колачевского запомнились. Они были не похожи на работы других художников: мотивы, сюжеты, манера письма — все было другим. Эта "особость" определялась не уровнем таланта, не ощутимым польским "акцентом", а скорее всего, характером самого автора. Художник, создавая изображение, заключает в раму не только то, что видит, но и то, что чувствует, и то, что воображает. Картина — своего рода зеркало, отражающее автора. Сам Колачевский считает себя реалистом, тяготеющим к бытовому сюжету. Но реализм этот приправлен изрядной долей гротеска, причудливо сочетающегося с сентиментальностью, а бытописание окрашено иронией. Любознательный зритель сумеет найти в произведениях Колачевского много чего любопытного! Нет там только скуки.
В этом легко убедиться, побывав на персональной выставке художника в Музее Кондратия Белова. Выставка приурочена к юбилею Юрия Колачевского. Ему исполнилось 70 лет. И он снова как будто в начале пути.