Новости России
Славянская школа объявляет набор

Многоточие

Многоточие

Название выставки, посвященной памяти художника Владимира Ивановича Бичевого (1934 — 2007), звучит непривычно, но оно не случайно. Многоточие, согласно словарю Ожегова, означает «недоговоренность продолжения текста». Для художника Бичевого недоговоренность — ключевое слово. «Мне надо высказаться. Но как? — написал он однажды в дневнике и добавил: — Я не хочу пропасть без вести». Пропасть без вести не хочется никому. Но Бичевому ли было этого бояться?

За годы неустанной работы в искусстве он написал десятки портретов, пейзажей, натюрмортов, жанровых картин, сотни дивной красоты этюдов, вызывающих искреннее восхищение у всякого, кому довелось их видеть. И большая часть этого, не рядового по своим художественным достоинствам, наследия давно разошлась по музейным собраниям, что дает надежду, на то, что имя художника не будет забыто, не канет без следа в Лету.

Но не место в вечности заботило мастера, когда он писал свою грустную фразу, а полнота художественного высказывания, недостижимость идеала, к которому стремится всякий творец. «Я люблю свою палитру, — читаем еще одну запись в дневнике Бичевого. — На палитре живопись красочнее, невообразимее, чем на холсте. Лучше было бы наоборот! Но мы так не умеем. Такая порой злость приходит — места себе не находишь.»

И рядом с этими строчками совсем другие по настроению: «Я рад, что родился, рад, что живу! Жизнь моя — искусство, а смысл жизни, радость ее — в работе».

Так он жил: сомнения оставлял дневнику, а радость подмешивал в краски своей палитры. Не от того ли живопись его словно солнцем освещена этой радостью, пронизана любовью к жизни, к людям, к природе?

Бичевой, по собственному признанию, принадлежал к поколению «шестидесятников». «Шестидесятые... краем нутра своего я немного причастен к ним, — вспоминал он. — Это моя молодость, институт, оттепель хрущевская, взлет изобразительного искусства, искусства вообще... Они во мне, они со мной...»

Романтики и бродяги, шестидесятники любили дальние странствия и готовы были ехать, лететь, плыть за новыми впечатлениями хоть на край света. Не удивительно, что Бичевой после окончания Киевского художественного института сразу уехал на Север. И заболел им на всю жизнь.

Таймыр, Игарка, Ямал, Печора, Ухта, Хатанга, Норильск, Хакасия... Где только не побывал он со своим этюдником! А еще были Байкал, Карелия, Алтай, и двадцать лет подряд летние поездки на Академическую дачу под Вышним Волочком, где однажды он услышал после показа работ долгожданное: «да, мастер». Это было незабываемо!

От странствий оставались бесчисленные этюды, записные книжки, живописные холсты, запечатлевшие красоту и разнообразие природы и образы людей, живущих в гармонии с ней.

Земной путь замечательного художника Владимира Ивановича Бичевого завершился в 2007 году. Через год, в 2008 году, в Музее Кондратия Белова состоялась выставка, на которой были представлены работы художника из собрания семьи. Выставка имела успех. И вот через три года музей снова возвращается к творчеству В. И. Бичевого: ведь настоящее искусство неподвластно времени. Значит, пора сказать: продолжение следует и поставить в конце многоточие...

❧  06. 12. 2011  ☙