Выставка-воспоминание
«Жизнь коротка, а искусство вечно». Эти слова, дошедшие до нас из глубины веков, примиряют с утратами. Но не утешают.
Художник Николай Кальницкий ушел из жизни в 47 лет. Случилось это 3 года назад. В нынешнем декабре он мог бы вместе с друзьями праздновать свой первый большой юбилей — 50-летие. И по этому поводу была бы открыта очередная выставка (а их в послужном списке Кальницкого за его короткую жизнь накопилось множество и самых разных: от районных до всероссийских и международных). Но не довелось.
Эту миссию — организацию юбилейной выставки — взяли на себя дочь Николая Кальницкого Аня и Музей Кондратия Белова. Выставка-воспоминание станет третьей по счету персональной экспозицией Кальницкого в залах Музея Кондратия Белова. Две первые прошли в 2000 и 2003 годах и обе имели успех.
Работы художника из Тары запомнились. В них было нечто своеобычное, остро индивидуальное, выделявшее молодого живописца из общего ряда пейзажистов, которых много выпестовал Омский Худграф.
Его не только узнали, но и признали. Хотя во внешних событиях его жизни на первый взгляд не было ничего такого, что обещало бы такой быстрый и яркий расцвет его таланта. Все было, как у всех. Точнее, как у многих...
Николай Дмитриевич Кальницкий родился в районном поселке Черлак. Там же в 1979 году он окончил детскую художественную школу. Служил в армии. В 1990 году поступил в ОмГПИ им. Горького. Его учителями на Худграфе были известные омские художники Е. Дорохов и А. Юдин. Позже он и сам стал преподавателем искусства в Тарском филиале ОмГПИ.
Маленькая провинциальная Тара стала его судьбой. А Кальницкий стал художником Тары. И это можно назвать главным событием его жизни: он создал свой город, свою Тару, которая теперь навсегда останется на холстах и рисунках Николая Кальницкого такой, какой ее увидел и почувствовал художник — яркой, расцвеченной всеми красками палитры и словно освещенной теплым, не обжигающим светом. Может быть, солнцем, но скорее любовью.
Но рукой художника водило вовсе не желание разукрасить серую обыденность, превратив, как в сказке, тыкву в золотую карету. На его холсте сияют не краски. Это пылкая душа художника. Это его темперамент, экспрессия, присущая его характеру, выливались на холст быстрыми ударами кисти и заполняли пространство пастозными мазками краски.
Нет, Николай Кальницкий смотрел на окружающий мир вовсе не строгим взором бытописателя. Старые дома, церковные колокольни, цветущие деревья, покосившиеся заборы — все это он видел влюбленными глазами художника. И потому мир на его картинах предстает полным цвета, света, радости. Таким он и останется. Потому что, хотя жизнь коротка, но искусство вечно.
На выставке, которая откроется в Музее Кондратия Белова 12 октября в 15 часов, будут представлены живописные и графические работы Николая Кальницкого, выполненные в разные годы.