Светозарная магия пастели
В Омском музее Кондратия Белова проходит выставка работ художников, для которых техника пастели стала возможностью не только отразить красоту окружающего мира, но и передать зрителю особое эмоциональное состояние, характерное для каждого сюжета, остановившего взгляд и оставившего в душе яркий след.
Пастель (франц. pastel, от итал. pastello, от pasta — «тесто») — это материал, представляющий собой изготовленные особым образом цветные мелки, дающие матовый, бархатистый, несколько разбеленный тон. Она не темнеет от времени, не жухнет и не теряет яркость цвета, всегда свежая и воздушная. Этот материал любили многие художники прошлого, в этой технике работали художники эпохи Возрождения, импрессионисты, выдающиеся русские мастера: И. Репин, В. Серов, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, И. Левитан, З. Серебрякова и другие. В Омске преимущества пастели тонко и своеобразно раскрыл А. Н. Либеров.
На данной выставке свои работы показывают три омских художника: В. П. Белоусов, Р. В. Нуриев и В. М. Сидоров. Они все являются выпускниками художественно-графического факультета, а также активными членами объединения «Друзья и годы».
Любовь к пастели у них сформировалась под влиянием их учителей: А. Либерова, Г. Катилло-Ратмирова, М. Разумова, А. Чермошенцева.
В работах В. П. Белоусова (р. 1947) пастель выступает как средство, отвечающее стремлению художника к передаче свежести впечатления. Он активно использует воздушность и бархатистость этого удивительного материала в натюрмортах, портретах, достигает необыкновенной прозрачности цвета в своих реалистических пейзажах. Его матер-классы по технике пастели, которые художник проводит в музее, пользуются неизменным успехом у любителей этого материала.
В картинах Р. В. Нуриева (р. 1951) гармонично соединяются живописные и графические возможности пастели. В сложных цветовых и графических наслоениях рождаются его фантазийные композиции, контрастные по тональности, наполненные световыми эффектами, символикой, эмоционально насыщенные, иногда с оттенками мистических настроений.
Пастели В. М. Сидорова (р. 1952) отличает мастерство в передаче материальности предметов, их конструкции, объема. Это характерно для его натюрмортов. Графическое начало явственно прочитывается во многих его работах, однако художник мастерски пользуется цветом, который зачастую привносит декоративность в его работы, а иногда и приобретает самостоятельное значение, делая работу живописной. Цветовое богатство его пейзажей передает сложные состояния природы, тончайшие оттенки настроения.
Творческие поиски художников ХХ и начала ХХI века нашли отражение в изменчивости пастели - в усложнении ее структурного состава, сближении рисунка и живописи, привнесении новых технических приемов. В пастель включаются уголь, гуашь, темпера, акварель, радикально меняющие ее эмоциональное звучание, наделяющие ее созвучной эпохе энергией. Многие из этих открытий использованы в работах, представленных на данной выставке.