Лики революции и гражданской войны в произведениях Кондратия Белова
3 ноября в 17 часов в Омском музее Кондратия Белова открывается выставка «Лики революции и гражданской войны в произведениях Кондратия Белова». Она посвящается 100-летию большевистской революции в России. В художественном наследии Кондратия Белова эта тема раскрывается через глубоко личное восприятие, так как он сам был участником и свидетелем многих событий того времени.
Большинство таких работ Кондратий Белов создал в 50-е и 60-е годы, когда авторитет Коммунистической партии в массах был непререкаемым, а празднование связанных с теми событиями праздников и юбилейных дат проходило с невероятным размахом. Эти работы тогда были востребованы и часто экспонировались на выставках. Они написаны в реалистической манере и с некоторой долей обобщения.
По прошествии 100 лет к большевистской революции, гражданской войне и их героям по-прежнему привлечено внимание историков, политиков, публицистов и культурологов – всех, кому небезразлична история собственной страны.
Однако очевидно, что линия раскола между «белыми» и «красными» до сих пор проходит через сознание многих людей, сохранивших генетическую память о том времени. В этом контексте актуальными становятся те произведения искусства, в которых воссоздается правда жизни без категорических оценок, а событие предстает просто как объективная данность.
Кондратий Белов в своих работах беспристрастен. Каждая его картина – это зримый образ краткого эпизода из массы тех грандиозных событий, происходивших в начале ХХ века. В них он избегает изображения масштабных действий, ему чужд героический пафос. События приближены к зрителю так, как если бы художник смотрел на них как сторонний наблюдатель, которого он часто изображает в своих композициях на переднем плане.
Графические работы Кондратия Белова нередко воспринимаются как своего рода иллюстрации к исторической книге, которая пишется, переписывается и дополняется новыми фактами и именами.
«Нам нельзя не помнить истории нашей... Если ты неравнодушен к прошлому, значит, неравнодушен к настоящему и будущему» – писал К. Белов в своих воспоминаниях (Кондратий Белов. Альбом-монография. Омск, 1996. Стр. 27).
Современному зрителю, особенно молодому, мало знакомому с историей, эти картины не следует рассматривать так же, как беловские пейзажи, где не требуются какие-либо пояснения, кроме подписи под картиной. Исторические же работы Кондратия Белова требуют иного восприятия. Здесь за внешней стороной сюжетов лежат события и действия людей, определившие дальнейшую судьбу страны, без знания и понимания которых невозможно их адекватное восприятие.