Мой путь...
30 октября в 17 часов в Омском музее Кондратия Белова открывается выставка «Мой путь...», посвященная 55-летию со дня рождения Омского художника Алексея Чермошенцева.
Подходя к юбилейной дате, каждый художник подводит итоги пройденного им творческого пути, возможно, он что-то переосмысливает, но при этом он также ставит себе новые задачи, опираясь на уже имеющийся опыт, позволивший ему занять достойное место в современном искусстве.
Работы Алексея Чермошенцева, представленные на этой выставке, отражают все этапы, которые он прошел в своем становлении как художник, и выявляют особые черты, характерные только для него, выражающие его мировоззрение и его ощущение жизни.
Алексей Чермошенцев родился в 1963 году в Омске. В 1986 году он окончил Омский технологический институт по специальности «художник-технолог». С 1986 по 1993 годы он работал художником на Творческом производственном комбинате Омского отделения Художественного фонда Российской Федерации. С 1991 года член Союза художников России. С 2003 года преподает в детской школе искусств № 17 и, конечно же, все свое свободное время он отдает творчеству.
Любовь к искусству у него зародилась уже в детстве, и это неудивительно, ибо его отец, Анатолий Чермошенцев, в это время был уже известным мастером гравюры и преподавателем художественно-графического факультета Омского педагогического института. И не случайно в творчестве Алексея преобладают мотивы, которые были характерны для его отца – родная сибирская природа, размеренный быт российских сел, дорога, уходящая далеко за горизонт, прямо в небо. У него же Алексей научился графическим техникам и приемам композиции.
Художественные наклонности своего сына поддерживала и мама, Людмила Яковлевна, учительница начальных классов. Она же оказала большое влияние на становление личности будущего художника, воспитав в нем любовь к природе, к красоте родной земли и ко всему живому, что ее населяет.
Эволюция творчества Алексея Чермошенцева в первую очередь касается не тем его произведений – к ним он впоследствии постоянно возвращается. Она проявляется в изменениях приемов изображения и техник. Именно здесь прослеживается постоянный поиск новых прочтений того, что, казалось бы, уже давно осмыслено, пережито и воплощено.
Например, цветные линогравюры конца 80-х годов – «На берегу», «Вечер», « Во дворе», «Баской угор» – декоративные, уравновешенные и лаконичные по цвету. Изображения людей, животных и сельских домиков здесь строятся на довольно жестком контрасте темного фона и светлых пятен, позволяющих проникнуть в смысл композиций.
В работах конца 90-х годов – «У реки», «Тишина», «Вечер» – доминирующий темный фон листов обогащается переливами цвета, из композиций исчезает жесткий контраст.
Для монотипий 2010 – 2013 гг. – «Отражение» (2010), «Серенада» (2010), «На закате» (2012) – характерны обобщения, доходящие до абстракций, передающих эмоциональные состояния, но не фиксирующих какой-то конкретный сюжет.
Черно-белые линогравюры серии «Омск архитектурный» (2013 – 2015) выполнены в классической манере. Здесь художник мастерски работает линией, штрихом, пятном, запечатлевая хорошо знакомые омичам памятники архитектуры – здания, мосты, фонтаны.
В масляной живописи художник идет по пути усиления декоративного начала, колористического разнообразия, ассоциаций – «Дорога на Тевриз» (2013), «Лето. Полдень. Унара. Седельниково» (2013), «Осень. Облако. Птица» (2015), «Август в Усть-Ишиме» (2015).
Своеобразный и глубоко индивидуальный мир художника Алексея Чермошенцева удивляет и оставляет след в памяти тех, кто знакомится с его произведениями. На этом пути нет остановок, он – это вся жизнь. Как дорога, уходящая за горизонт.