Летопись Гражданской войны в произведениях К. П. Белова
1 ноября в 17 часов в Омском музее Кондратия Белова открывается выставка «Летопись Гражданской войны в произведениях К. П. Белова», посвященная 100-летию со дня освобождения Омска от колчаковских войск. На выставке представлены работы К. Белова, посвященные Гражданской войне в Сибири, а также материалы из Исторического архива Омской области и две картины К. Белова из Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.
Большинство своих работ на тему Гражданской войны Кондратий Белов создал в 50-е и 60-е годы. Многие из них экспонировались на областных и республиканских выставках.
Линия раскола между «белыми» и «красными» еще долго будет проходить через сознание многих людей, сохранивших генетическую память о тех временах. В этом контексте становятся актуальными те произведения искусства, которые воссоздают правду жизни, без категорических оценок, а событие предстает как объективная реальность.
Кондратий Белов в своих работах тоже беспристрастен. Каждая его картина – это зримый образ краткого эпизода из массы грандиозных событий начала ХХ века. В них он избегает изображения масштабных действий, героический пафос ему чужд. События представлены посетителю так, как будто художник смотрел на них как сторонний наблюдатель, которого Белов часто изображает в своих композициях на переднем плане.
Обращение к исторической теме у К. Белова было не случайным. Он сам был свидетель и участник многих событий того времени: он четыре месяца провел в армии Колчака, затем перешел к партизанам, потом служил в Красной Армии, откуда он был направлен в годичную художественную студию, что и определило его дальнейшую творческую судьбу. Однако интерес к истории художник сохранил на всю жизнь. Сам К. Белов в одном из интервью говорил: «Память – такая штука, только зацепишь ниточку – и она поведет тебя. И то, чему я оказался свидетелем, о чем слышал, прочитал, узнал, повернулось иной гранью – потребностью рассказать людям об исторических событиях гражданской войны, о ее героях, о том, как революция расколола мир, определила его полюса. Нам нельзя не помнить истории нашей... Если ты неравнодушен к прошлому, значит, неравнодушен к настоящему.»
Исторические работы К. Белова требуют особого прочтения. За внешней стороной сюжетов лежат события и действия людей, повлиявшие на судьбу страны, без знания и понимания которых невозможно адекватное восприятие не только картин, но и современных проблем общества, корни которых уходят в прошлое.
В исторических работах К. Белова присутствуют несколько подходов к изображаемому. В некоторых из них он обращает внимание на событие как на действие масс людей, вовлеченных в него. В других он делает акцент на конкретной ситуации, в которой действуют люди, управлявшие этими массами. Некоторые работы содержат исторический подтекст без прямого изображения события.
В 1994 году А. Солженицын сделал запись в книге почетных гостей музея: «Кондратий Петрович Белов сумел передать в своих картинах с глубоким чувством и любовь к Сибири, и – что почти невероятно в советских условиях – отразил с благородством и память о А. В. Колчаке.»
Значение исторических картин К. Белова состоит в том, что, помимо того, что они имеют художественную ценность, они дают мотив к исследованию малоизвестных страниц истории Сибири, Омска и биографий незаурядных людей: вождей «красного» и «белого» движения, большевиков, анархистов, интернационалистов, партизан и многих других: тех, чьи имена прочно вошли в историю, и тех, кого историческая наука сейчас возвращает из небытия.
Исторические работы К. Белова – это хорошая база для образовательной и научной работы со школьниками и студентами в музее: тематических экскурсий, курсовых и дипломных работ и конференций.