Жизнь натюрморта
12 апреля в 17 часов в Омском музее Кондратия Белова открывается выставка «Жизнь натюрморта» Петра Александровича Кравцова, члена Союза художников России.
Из большого жанрового разнообразия творчества Петра Кравцова особо выделяется натюрморт. По определению, натюрморт – это изображение неодушевленных предметов. В переводе с французского языка nature morte означает «мертвая натура», то есть это художественное изображение различных предметов быта. Однако быт, являющийся одной из сфер, в которой проходит жизнедеятельность человека, наполнен предметами, которые могут многое рассказать о самом человеке: о его профессии, увлечениях, историческом периоде, в котором он живет, о его социальном статусе и о многом другом. В основе составления натюрморта лежит подбор предметов, при котором его общее содержание и тема выражены наиболее четко.
Петр Кравцов, как правило, не замыкается только на предметах, их форме, компоновке, изучении цветовых, тональных отношений, хотя у него много постановочных натюрмортов.
В большинстве его натюрмортов предметы становятся частью жизненного пространства, в котором обитает художник или окружающие его люди. Среда, в которой Петр Кравцов пишет натюрморты, живая, динамичная, наполненная воздухом и светом. Его натюрморты, написанные на пленэре – во дворе дома, в саду, на море – живут в окружающем пространстве вместе с людьми, присутствие которых ощущается либо непосредственно, либо косвенно. Так, в натюрморте «Под шелест волн» на переднем плане, на пляже, на импровизированной скатерти, расположены дары моря: рыба, креветки, мидии, южные фрукты… И все это на фоне моря, в котором купаются, плавают в лодках и развлекаются люди. В натюрморте «Полдник» на столе под развесистым деревом – плоды крестьянского труда. На втором плане – крестьяне, везущие на волах собранное сено по скошенному полю. В натюрморте «В пути» на столике в купе поезда на подносе всем знакомые стаканы чая в подстаканниках, кусочки сахара, лимон. За окном вечерний пейзаж. Кажется, что вот-вот придут пассажиры, сядут за стол и начнутся знакомства и разговоры, скрашивающие поездку.
Иногда тематические натюрморты Петра Кравцова наполнены тонкой иронией. Таков триптих, написанный в 2008 году – натюрморт «Дембельский», натюрморт «Лейтенантский» и натюрморт «3 звездочки».
Петр Кравцов любит природу, у него много цветочных натюрмортов, изображений даров садов, лесов и рек – это «Сибирский мед», «Баштан», «Икра красная», «Икра черная», «Цибарка» и другие.
В последние годы увлечение Кравцова православной тематикой привело его к созданию натюрмортов «Красный праздник», «Мерцание» и «Рождество».
Кажется, что натюрморты Петра Кравцова разрушают само определение того, что такое натюрморт: они живут, они наполнены светом и воздухом, выражают преходящие жизненные ситуации и неразлучны с человеческим бытием.