На пути вдохновения и творчества.
 21 мая 2021г. в 17 час. В Омском музее Кондратия Белова открывается персональная выставка Расхата Вагизовича Нуриева: «На пути вдохновения и творчества», посвященная 70-летию со дня его рождения. Он родился 27 марта.1951г. в с. Сафарово Татарской АССР. Плакатист, График, Член СХ с 1986г. Расхат Нуриев – художник – импровизатор. Отталкиваясь от видимой реальности, он создает необычные композиции, в которых окружающее предстает таким, каким он видит его своим внутренним зрением. В его работах много цветовых и тональных контрастов, они как будто пронизаны светом, исходящим изнутри изображаемого им природного и предметного мира. Выпускник художественно-графического факультета ОмГПУ 1974г., он прошел школу изобразительного искусства у педагогов А.Н. Либерова, А.А. Чермошенцева, Г.С. Катилло-Ратмирова, усвоив технические приемы графики, живописи, композиции. После окончания вуза, он почти сразу окунулся в особую атмосферу художественной жизни 70-х годов, когда ушел в прошлое «суровый стиль» шестидесятников с их оптимизмом, идеологической подоплекой, воспевающей героику трудовых свершений, коллективизм. В 70-е годы живопись уходит в камерное личное пространство, где возможен эксперимент, разговор с самим собой, ассоциативность, стремление романтизировать действительность. Такой подход сохраняет свою актуальность до сих пор, и творчество Расхата Нуриева яркое тому свидетельство. Он работал и работает в разных жанрах и техниках. Начинал с плаката и монотипии. Монотипия привлекала тем, что художник, рисуя кистью на стеклянной пластине и делая с нее отпечаток на влажной бумаге, не предвидит результата. Он непредсказуем, часто разочаровывает, но иногда удается добиться желаемого, хотя приходится много раз повторяет весь процесс. Его монотипии призрачны и прозрачны. В них нет сложных сюжетов. Все, что привлекает художника: крыши домов, птицы, купола и колокольни церквей, деревья, – изображаются так, что зрителю, порой, трудно вникнуть в то, что хотел сказать художник. Тонкие четкие линии, которыми он выстраивает предметный мир, зачастую скрываются наложением изогнутых линий, пятен, планов, придавая произведению некую таинственность. Многие изображения носят абстрактный характер, передавая сиюминутные ощущения художника. Практически такой же подход Расхат Нуриев использует в своих пастелях. На тонированную бумагу он наносит рисунок, который является смысловой составляющей композиции. Контрастные по цветовому решению к фону изображаемые объекты становятся центром притяжения, останавлявающие взгляд, вызывающие желание вглядеться в этот иногда вполне реальный и материальный, а иногда полуфантастический волшебный мир, который видим и требует понимания. Нуриев мастер в передаче материальности предметов. Будь то стеклянная банка со смородиновым вареньем, зеркало, песчаная дорожка, букет цветов, деревья, водная гладь реки… Обращают внимание его работы на черном фоне. Создается ощущение, что художник пишет не цветными мелками, а светом, оформляющим им придуманный мир в картину. Особое место в его творчестве занимают портреты. В них он не стремится к документальной точности, а скорее передает впечатление от портретируемого, отталкиваясь от представления о нем. Те, кого он пишет вполне узнаваемы, их индивидуальные черты художник легко схватывает, однако преобразует так, чтобы выявить в их лицах то, что кажется ему наиболее значимым. Творчество Расхата Нуриева многогранно и необычно по стилистике, по сюжетам, которые он выбирает, подчиняясь внутреннему импульсу, вызывающему желание быстро выполнить задуманное, пока еще возникший образ не ускользнул, не исчез из памяти. Возможно для многих его творчество останется трудным для восприятия и понимания, уводящим от привычных представлений об искусстве. ХХ1 век внес много нового в мир искусства. Многие, назвающие себя художниками вышли за его пределы, изобретая нечто, не нашедшее пока подходящего названия. Для искушенного зрителя работы Нуриева не будут являться чем-то особенным. Но пока жива такая сфера деятельности как искусство, Расхат Нуриев остается в ней Художником.