Оттепель
21 января в Омском музее Кондратия Белова открывается персональная выставка «Оттепель» Василия Никитича Белана (1932-2002). В январе нынешнего года исполнилось 90 лет со дня его рождения. Василий Никитич родился 18 января 1932 года в деревне Орловка Марьяновского района Омской области. В 1951 — 1956 годах учился в Рязанском художественном училище, которое окончил с отличием. В 1956 — 1958 занимался преподаванием рисования и черчения в средних школах города Омска. Затем 6 лет работал в Художественно-промышленных мастерских Омского отделения художественного фонда РСФСР. С 1962 года сотрудничал с Омским книжным издательством. В 1967 году он стал членом Союза художников СССР, неоднократно избирался членом правления Омского филиала Союза художников.
Его творчество многогранно. Он работал в жанрах пейзажа и натюрморта, книжной и прикладной графики. Являясь дизайнером при Омском отделении Союза художников, выполнил большое количество макетов каталогов, буклетов, афиш, пригласительных билетов, разнообразной прикладной продукции. Работая с Омским книжным издательством, проиллюстрировал шестнадцать книг, среди которых были иллюстрации к книге «Записки из Мертвого дома» Ф. Достоевского. Выставка открывает проект музея «Романтики стиля», который освещает творчество художников-шестидесятников, к числу которых относится и В.Н. Белан. Его творческая биография во многом определилась временем, которое назвали «Хрущевская оттепель». Это был недолгий период с середины 50-х до середины 60-х годов, когда после жесткого политического режима, тотального засилья идеологии в искусстве художественная интеллигенция получила возможность более свободного выражения своих взглядов, хотя ведущим творческим методом по-прежнему провозглашался социалистический реализм с его стилистическими чертами. Социализм оставался идеологической платформой партии и политическая, экономическая, культурная и художественная жизнь страны проходила под лозунгами строительства общества социальной справедливости, равенства, прославления человека труда. Вера в достижение идеалов, провозглашенных в идеологии, питала романтические настроения многих представителей интеллигенции, которые стремились принять активное участие в социальных преобразованиях, прежде всего влияя на духовную культуру средствами искусства.
В.Н.Белан осуществил творческие поездки на целинные земли Омской области (1960); в составе группы художников-акварелистов СССР «По Карелии», Петрозаводск, Москва (1969); Омск-Салехард (1969); «Донбасс индустриальный», Жданов, Москва (1970); Дальний Восток (1971); творческая командировка СХ СССР «По Северу» (1972); «Акварель на Кольской земле», Мурманск, Москва (1973); «На Тюменском меридиане», Тюмень, Москва (1975); Алтай (1981). По итогам этих поездок им были выполнены циклы работ: «По Карелии», «Заполярный Урал», «Донбасс индустриальный», «Дальний Восток», «На Кольской земле». В.Н.Белан признанный мастер акварели.
Его пейзажи, выполненные в этой сложной технике, отличаются лиричностью, тонким проникновением в быстро меняющиеся состояния природы, свежестью, умением выбрать сюжет для передачи своего ощущения стабильности и ценности окружающего мира. В них проявляется его индивидуальный взгляд на то, что он изображает, присущая ему стилистика.
Музей бережно хранит подаренные им работы, и зритель увидит их среди многих экспонатов выставки, предоставленных дочерью художника Дарьей Васильевной, а также картины из фондов художественного отдела Марьяновского историко-краеведческого музея.