Сибириада Кондратия Белова

22 марта 2025 года в 15 час. В Омском музее Кондратия Белова открывается выставка «Сибириада Кондратия Белова» посвящённая 125-летию со дня рождения художника. Эта выставка предваряет серию экспозиций, посвященных творчеству народного художника России, выдающегося мастера, живописи. Его эпические полотна, исторические картины, иллюстрации к литературным произведениям стали поистине национальным достоянием. В них раскрывается глубина его таланта и богатство внутреннего мира человека, дающего смысл жизни, наполняющего ее стремлением к познанию и творчеству. Но то, что принесло ему признание – пейзажная живопись. Недаром, среди искусствоведов и художников его называли «Патриархом эпического пейзажа», «Певцом Сибири».
На выставке представлены живописные работы художника из фондов музея, а также четыре работы: «Байкал», «Тобольский Кремль», «Старый Омск», «В предгорьях Алтая» из Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
И, конечно – же, зрители увидят легендарный «Лесосплав на Иртыше» (1948) - картину, имеющею свою историю. Это первая картина, написанная им в жанре эпического пейзажа. В ней заключена не только память о существовании произведения в социальном и художественном пространстве, начиная от времени написания и до наших дней, но и воспроизводятся особенности процесса создания работы, связанные с мировосприятием художника, принципами, воплотившимися в зримый художественный образ.
Кондратий Петрович сформулировал принципы поэтики эпического пейзажа, которые будут присутствовать во всех его масштабных произведениях, написанных позже в этом жанре: «Салехард», «Енисей», «Ангара», «Село моей юности» и других. Прежде всего, это высокая точка зрения, позволявшая охватить взглядом огромное пространство вплоть до горизонта. Облачное небо и река, занимают большую часть композиции, лишая ее четко выраженного центра. Неспокойное царство господствующих стихий: воды и воздуха вносит динамику, выраженную благодаря разнообразным мазкам, игре света и теней, переливам цвета.
Помимо эпических, Кондратий Петрович писал и небольшие пейзажи по впечатлениям от поездок по городам и селам, делал много этюдов, в которых раскрывается его умение владеть цветом, тонко улавливать преходящие состояния природы, передавать особенности архитектуры, вокруг которой формируется пространство, населенное людьми, занятыми своими повседневными делами: «Академическая дача. Серко», «Родной дом», «Старый Томск», «Бывшая Еловка» и другие.
Но главное для художника – природа, в которой человек со своей деятельностью сосуществует с ней в гармонии, подчиняясь ей, не разрушая ее, не уничтожая ее так, как это происходит сейчас, в ХХI веке. Искусство Кондратия Петровича Белова соединяет людей, является живительным источником, хранящим историческую память, воспитывающим любовь к Родине, формирующим гуманистическое мировоззрение.